Фото Юриса Роги
Добавлен: 28.05.2015
В этом году на конкурс «Население формирует свою среду» в Краславском крае было подано 18 заявок на проекты, в том числе - 10 проектов из волостей и 8 проектов из Краславы. Общее заявленное в рамках программы финансирование составило 9731 EUR, в свою очередь, в бюджете самоуправления для осуществления этого конкурса было предусмотрено 7000 EUR. В Краславе и в крае это уже седьмой год реализации проектов данного конкурса.
Я пригласил на интервью об этой общественно значимой теме заведующую отделом развития Краславской краевой думы Инару Дзалбе, которая является зачинателем конкурса «Население формирует свою среду» в Краславе, когда по приглашению Инары представители нидерландского фонда «Koninklijke Nederlandsche Heidemaatschappij» (KNHM) приехали в наш город, чтобы предложить населению собственными силами улучшить среду и качество своей жизни.
- Что характерно для конкурса «Население формирует свою среду», если он до сих пор продолжается, а интерес жителей не иссякает?
- Главная суть этого конкурса заключается в том, что финансирование предоставляется инициативам населения - для воплощения в жизнь того, что они сами придумали, что им важно привести в порядок в своих ближайших окрестностях, и это, безусловно, влияет на качество нашей жизни вне четырех стен. Важен двор, в котором можно встречаться с другими жителями, игровая площадка для детей, ухоженная территория вокруг церкви и т.д. Важный момент - жители сами решают, что группе населения, в которую они объединились, необходимо сделать для улучшения среды своей жизни, а финансирование предоставляется только для материалов. Главный принцип осуществления инициативы населения – делаем все сами! Это волонтёрская работа – организуется либо одна большая толока, во время которой приводится в порядок определенная территория, либо запланированная работа проводится в несколько этапов.
Очень важен еще один аспект - проекты на этот конкурс могут подать не только зарегистрированные общества, но и незарегистрированные группы населения. Это большой плюс, потому что незарегистрированные группы жителей имеют относительно ограниченные возможности участия в других конкурсах. Но в данном случае группа жителей одного дома может просто собраться, принять совместное решение и осуществить свою идею. Опыт семи лет свидетельствует о том, что у нас есть такие жители, которые пишут проекты каждый год, но есть и те, кто однажды попробовал и сделал вывод, что это для них сложно. У некоторых не идут дела с оформлением документации проекта, у кого-то есть трудности с осуществлением, потому что для этого требуется время и физический труд, дополнительные материалы. Но, несмотря на эти трудности, все начатые проекты были успешно завершены. Примечательно, что обычно в 90% случаев сделано больше, чем было запланировано по проекту. Азарт, появляющийся в процессе совместной работы, обычно обладает таким влиянием, что людям хочется сделать все больше и больше. Например, если первоначально планировалось покрасить только качели и оборудовать песочницу, то потом жители решают, что еще надо установить скамейку, посадить цветы и еще что улучшить. В ходе работы происходят внутренние превращения и люди начинают думать намного шире: «Так, все приведено в порядок, здесь красиво, поэтому надо благоустроить прилегающую территорию».
Если конкретно о группах, то они у нас были разные: проекты написаны и реализованы многими обществами, и в каждой волости, особенно там, где живут инициативные люди, находится группа активистов, которые каждый год подают заявки на проекты.
- Если мне не изменяет память, осуществление первых проектов давалось нелегко. А сейчас что-то изменилось?
- Легко или трудно, но конкурс на финансирование проектов у нас был всегда, и особенно в первые три года, когда финансирование было получено из фонда «KNHM». В дальнейшем самоуправление предоставило свое финансирование, увидев, что эту инициативу стоит поддерживать. В течение предыдущих лет финансирование обычно было выделено 10 проектам, а всего было подано 20-25 заявок. Поддержку получают 12-15 проектов, потому как не у всех бюджет продуман идеально, что-то можно «обрезать». Но никогда не было так, что деньги еще остаются. Очень трудно сравнивать, чем, например, игровая площадка в Комбулях лучше детской игровой площадки в Робежниеках или еще в какой-то волости. Это идея жителей, и они сами решают, что в этом конкретном месте им нужно. В других самоуправлениях, где работают коллеги со времен «KNHM», например, в Лимбажах, группы жителей и общества подают по 50 проектов. Тогда бывают ситуации, когда остается горький осадок: проект не поддержан потому, что нет финансирования, а люди, которые изложили свою идею на бумаге и надеялись ее реализовать, отрицательное решение воспринимают так, как будто их проект был самый плохой, и решают больше никогда не писать. Мы стараемся не допустить такой ситуации.
- Кто самый активный в нашем крае? Какая тематика в проектах доминировала?
- Проанализировав список реализованных проектов за период времени с 2009 по 2014 год только приблизительно можно понять, какие работы доминируют, но можно увидеть, кто активнее всего реализует проекты в городе и в волостях. За шесть лет реализовано 96 проектов, в том числе 54 проекта в городе (лидер – детский центр социальной реабилитации «Мусмаяс»), 42 - в волостях (лидер Удришская волость). Однако независимо от того, какие из 18 проектов будут утверждены в этом году, мы переступим порог 100 проектов! Если в каждый проект обычно вовлечены, по крайней мере, 10 человек, то можно представить, сколько людей уже поработали плечом к плечу и своими силами сделали то, что сами задумали!
Много лет подряд проекты пишут и осуществляют две самые большие церкви нашего города: Краславский римско-католический костел Св.Людвика и Краславская православная церковь Св. Александра Невского. Всегда активны группы населения, поддерживающие школу и дошкольные учебные заведения. Если это группа активистов волости, то они стараются обустроить среду в центре волости, оборудовать места отдыха и детские игровые площадки. Сугубо инновационных идей немного, в основном, проекты посвящены улучшению среды, где люди живут. Важно то, как выглядит проделанная работа, чтобы все было функционально и долговременно. Для этого не нужны серьезные инновации. А из самых инновационных проектов я хорошо помню проект, когда краславские художники расписали большие камни и создали целый маршрут по городу, чтобы семьи с детьми могли их найти. Это понравилось очень многим, было много позитивных комментариев в социальных сетях.
- Между прочим, кроме самого начала, в дальнейшие годы проекты распределялись практически в равной пропорции между городом и деревней. Как достигалось такое распределение?
- В самом начале проекты осуществлялись в городе, волости подключились после административно-территориальной реформы. Эта пропорция не создавалась искусственно, все было естественно. Та получается, что приблизительно половина заявок на проекты подается от города и половина - от волостей. Если одни волости были активны в первые годы, то другие только сейчас. Например, жители Извалтской волости в этом году подали три проекта, хотя в первые годы из Извалты не было ни одного.
- Все ли из уже реализованных идей 96 проектов функционируют до сих пор или есть всеми давно забытые?
- Обычно, проезжая мимо тех мест, где проекты реализованы, вижу, что, в основном, все функционирует. Мне нравится, что люди думают о том, что они планируют сделать. Например, в Комбулях интересно благоустроен полуостров, есть стенд для афиш, декоративный колодец, и все сделано в одном стиле, и даже не скажешь, что всего там были реализованы три разных проекта. Это важно, чтобы небольшие проекты создавали единый стиль, композицию, комплекс.
- Неужели все и всегда проходило гладко?
- В Каплаве один раз был скандал, когда были выпилены деревья старинной аллеи. Чтобы сохранить ландшафт, жительница волости Илзе Стабулниеце написала проект, чтобы посадить на том месте новые деревья. Недавно я поинтересовалась, все ли теперь в порядке. Мне подтвердили, что новые деревья растут хорошо. Так что в финале все прекрасно. В Аугсткалне мне рассказали: «Мы работаем, а другие идут мимо и смеются!» К сожалению, в нашем обществе есть и такие люди, но, в общем, серьезных проблем у нас не было. Единственный момент, о котором надо постоянно напоминать тем, кто реализует проекты, - в отчете надо представить фотографии, на которых изображена ситуация до начала проекта, процесс работы и конечный результат.
- Идеи в рамках конкурса проектов «Население формирует свою среду» получали финансирование из разных источников. Когда это финансирование было самым большим?
- Когда все только началось в Краславе. В первый год «KNHM» предоставил каждому проекту 1000 евро, впоследствии несколько лет подряд выделялось 1000 евро, но уже вместе с софинансированием думы, а теперь осталось только финансирование думы - 600 евро. Я знаю, что и волостные управления предоставляют свою поддержку, некоторые помогают деньгами, другие - материалами. Отзывчивы и местные предприниматели - кто-то привозит груз гравия, есть и другие виды помощи. Таким образом, нельзя сказать, что финансирование резко сократилось, но оно меньше. Конечно, свою роль играет и тот факт, что в первые годы за одинаковые суммы люди могли сделать больше, чем теперь.
Обязательное условие для всех проектов – «делаем сами»! У нас было несколько проектов, когда шились наряды для коллективов, но главная идея – «делаем сами» - была сохранена. Купили материалы, но шили сами. Просто купить готовые наряды - нет, такая идея в этом конкурсе проектов не будет поддержана. Мне очень нравятся молодежные проекты, в которых работают сами молодые люди и реализуют свои замыслы. Например, хоккейная площадка в Аугсткалне, где в сильную летнюю жару молодежь усердно работала по много часов. Если бы эти работы проводила фирма, цена составила бы несколько тысяч евро, а молодые люди все сделали за небольшие деньги и собственными руками.
- Спасибо за интервью!
Юрис Рога