Фото Юриса Роги
Добавлен: 26.06.2017
История – это не воспоминания и не прошлое, история - это рассказ о прошлом.
Проходя по дорогам столетий, мы сталкиваемся с событиями, которые не могут исчезнуть из памяти поколений.
Культурной среде Краславы и ее окрестностей особый акцент придает сакральный объект и памятник архитектуры 18-го века – Краславский римско-католический костел Св.Людвика с монастырем, колокольней и воротами, это памятник архитектуры, которому в этом году исполняется 250 лет (1767).
Судьба Краславского костела тесно связана с историей Краславы и всей Латгалии, потому что с 1757 по 1842 гг. здесь находилась Краславская духовная семинария, которая имела большое значение не только в Латгалии, но и в более широком географическом пространстве.
События, которые в эти годы были связаны с Краславским костелом, наводят на размышления об этом месте, о поступках людей и их последствиях, информация о которых сохранилась в очерках, публикациях и в памяти людей.
После 1815 года российский император Александр I начал рассматривать возможность, по крайней мере, на бумаге отменить крепостное право. Он предложил эту идею помещикам Польши и Литвы на одной из встреч в Варшаве.
Дагдский помещик Казимир Буйницкий (1788 – 1878) был одним из первых, кто в 1818 -1819 гг. активно включился в процесс отмены крепостного права в Латгалии. В ноябре 1819 года состоялось собрание помещиков Даугавпилсского уезда, и было принято постановление о создании комитета по реформе положения крестьян этого уезда и всей Витебской губернии. Это постановление подписали владелец Вишкской усадьбы граф Молс, маршал Резекненского уезда К. Буйницкий, четверо графов Платеров и еще около 20 человек. Казимир Буйницкий был один из авторов проекта по освобождению крестьян.
После утверждения комиссии по отмене крепостного права 7 марта 1820 года в Краславском костеле состоялось благодарственное богослужение, на котором присутствовали многие помещики и крестьяне. Богослужение проводил декан каноник Скибневский.
Однако уже в ходе работы комиссии началось противодействие намеченным реформам, и это движение возглавил Эверсмуйжский помещик M. Карницкий, а по его примеру и другие аристократы изменили свою позицию. Таким образом, Даугавпилсский уезд не вошел в число тех прибалтийских губерний, где вступали в силу права крестьян на свободу, и крепостное право на этой территории было отменено лишь в1861 году, но богослужение в Краславском костеле осталось в памяти его участников на долгое время, как лучик солнца и надежды на лучшее будущее.
В 1822 году Витебскую губернию посетил российский император Александр I. Приехав в Краславу, он со свитой остановился у Краславского костела. Александра I встретил настоятель костела Винсент Трибулович с семинаристами и местное духовенство. Перед костелом Александр I вышел из кареты, поцеловал крест и руку священника. Такая честь была оказана Краславскому костелу в связи с его особым статусом и деятельностью духовной семинарии.
3 июля 1826 года окрестности костела постигло большое несчастье – во время пожара сгорела часть монастыря, которую нужно было восстанавливать.
Большой потерей для духовной и культурной жизни Краславы стало закрытие духовной семинарии в 1844 году, в течение 86 лет там было подготовлено 253 священника.
В 1864 году по приказу Виленского генерал-губернатора Михаила Муравьева (1796 – 1866) была закрыта часовня, построенная в 1789 году на средства графини Августы Платер для миссии сестер милосердия, и передана православной конфессии.
Не менее важное событие относится к маю 1863 года, когда организованная группа под предводительством графа из Комбульской усадьбы Леона Платера (1836 – 1863) напала на транспорт русской армии, который отправился на подавление польского восстания. В Балтиньском лесу, недалеко от Краславы, 5 вооруженных лиц под руководством Леона Платера встретили русский транспорт и напали на него. Мятежники были схвачены.
Перед нападением группа борцов под руководством Леона Платера дала клятву в Краславском костеле, которую принял викарий Янс Болцевич. После разгрома акции царское правительство осудила викария Я.Болцевича на 20 лет заключения, а Леон Платер был застрелен в Даугавпилсской крепости 9 июня 1863 года.
После закрытия духовной семинарии Краславскому костелу пришлось пережить тяжелые времена, борясь против русификации. Так, в 1870 году один краславский власть имущий, обещая всяческие блага, старался уговорить верующих, чтобы они попросили ввести в церкви русский язык. Однако Краславский приход отказался.
Давление русификации росло, и в 1892 году краславчанам угрожало отнятие храма. Верующие собрались в костеле и молились день и ночь. Полицейские и военные пытались выгнать людей, осыпая их ударами нагаек. Многие были сильно избиты, однако костел удалось отстоять. Рассказывают, что два прихожанина были убиты. Настоятелю Язепу Симоновичу присудили шесть месяцев заключения в Аглонском монастыре, позже он был переведен в другой приход.
Особого внимания заслуживает подпольная деятельность школы при Краславском костеле. С 1896 по 1909 годы в Пиедруйском и Краславском приходах служил священник Болеслав Ягеллович. Он с сожалением смотрел на нехватку священников во всей Могилевской архидиацезии, а особенно в Латгалии, где в приходе на в 4-6 тыс. человек был только один священник.
В Краславе, где еще сохранилась память о духовной семинарии, Б.Ягеллович сделал рискованный шаг – решил основать тайную школу для кандидатов в духовную семинарию. Тайная школа считалась большим преступлением, если бы были обнаружены 10 детей с учебниками и учитель, основателям школы грозила бы тюрьма или дорога в Сибирь.
Реализовать свой замысел об открытии школы в Краславе, небольшом местечке, было рискованно, и Б.Ягеллович выбрал Даугавпилс, где школа работала с 1902 года, как полностью закрытое учебное заведение. Школа меняло место нахождения с одного на второе, в домовой книге учащиеся были записаны как ученики различных ремесел.
В 1905 году в Российской империи для католической Церкви были отменены все ограничения. В этом же году, весной Б.Ягеллович перенес школу в Краславу. Он сумел ужиться с местным начальником полиции, проявляя осмотрительность, четыре раза менял помещения интерната школы и в конце перенес его в монастырь. Это секретное учебное заведение работало до 1909 года, когда Б.Ягелловича отправили в Минскую губернию. Эта школа была как «маленькая духовная семинария», воспитанники успешно сдавали экзамены в какой-либо гимназии, после чего им была открыта дорога в духовную семинарию. Другим окончившим школу полученное образование позволяло учиться дальше и получать профессию.
Учащиеся были детьми крестьян и рабочих из Даугавпилса и Краславы. Количество учеников было 15-25. Из тех, кто получил образование в школе Б.Ягелловича, 20 воспитанников поступили в духовную семинарию в Петродворце, 15 – в Каунасе, 2 – в Житомире. В духовных семинариях эту школу называли «Академия Ягелловича».
Болеслав Ягеллович умер в 1957 году в Польше, в усадьбе бедной семьи Зелонков, не оставив после себя никакого наследства. («Dzeive», 1954г., Nr.15).
Преследование церкви продолжалось также в 20 столетии. Так, 27 марта 1919 года большевики захотели взорвать костел, но краславчане Винцент Балулис, Донат Оруп, Мария Пожарска, Донат Ромулис, Францискс Сташанс оказали сопротивление. Они были убиты и захоронены возле ворот костела (позже перезахоронены).
В 20-30 годах 20 столетия во дворе костела находился памятник жертвам красного террора – «краславчанам замученным за веру» в 1923 году, декану Петродворца, прелату Константину Буткевичу (1867 - 1923) и мученикам 1919 года. После 1940 года памятник был разрушен, однако на Краславском католическом кладбище, рядом с каплицей, сохранилась и возобновлена символическая могила К.Буткевича.( О.Ковалевска, „Katoļu kalendārs”, 2015 г.).
Полным ужаса было 30 июня 1941 года. Утреннее богослужение должен был проводить священник Виталий Пашкевич (1882 - 1941). В костеле находился также эмерит (пенсионер) Виталий Сигисмунд Таборе (1890 - 1941), который держал Святую Мессу у алтаря Сердце Иисуса. Сакристиан Антон Вилманис (? - 1941) зажигал свечи. Вдруг кто-то сообщил, что священник В.Пашкевич арестован. Три военных с оружием вошли в квартиру декана Петера Рудзитиса (1898 - 1968), но декан уехал в деревню, поскольку надвигался фронт. Спрятаться предлагали также священникам В.Пашкевичу и С.Таборе, но они остались в костеле. Вооруженные люди увели В.Пашкевича, С.Таборе и А.Вилманиса в здание НКВД (чекистов) на ул.Ригас (сейчас Ригас - 31).Там всех троих пытали. Были слышны стоны, крики, выстрелы. Во дворе здания находился гараж, поползли слухи, что там закопаны три трупа, над которыми стояла машина. Через несколько дней их там и нашли, закопанных, без гробов. А.Вилманиса похоронили на Краславском католическом кладбище, В.Пашкевича – у костела. С.Таборе увезли в Пустыню, где он служил 20 лет, там и похоронили.
В те полные ужаса дни пострадало также здание костела, особенно каплица Св.Доната, где находились реликвии мученика Доната. Это место признано вторым местом паломничества в Латгалии после Аглоны. Каплица Доната построена за пожертвования графини Аугусты Платере. В середине каплицы на возвышении был алтарь с реликвиями Св.Доната.
В этот же день, 30 июня 1941 года, при отступлении Красной армии, каплицу подожгли, и она сгорела. Пламя грозило перекинуться на главный алтарь, но прихожане его спасли. В пепле каплицы нашли реликвии Св.Доната. В 1942 году епископ Болеслав Слоскан поместил реликвии в алтарь вновь построенной под уровнем пола каплицы.
В пожаре сгорело также органное помещение и старинный орган.
Соединив вместе вышеупомянутые события Краславского костела на протяжении 250-летней истории, и те, которые здесь не указаны, можем гордиться предыдущими поколениями краславчан, которые пройдя через тяжелые испытания, отдав свои жизни, сохранили и укрепили духовное, сакральное и историческое наследие Краславского костела Св.Людвика.
Янина Гекиша, краевед
На фото: Казимир Буйницкис и Антон Вилманис
October - 2024 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
M | T | W | T | F | S | S |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 | 06 | |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 | 13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 | 20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 | 27 |
28 |
29 |
30 |
31 |