Фото Анатола Каушкалиса
Добавлен: 28.05.2018
Деревянные дома, резные наличники, купола церквей, свежесть речной воды, тихие тенистые улочки, простые улыбчивые люди - кажется, что жизнь здесь замедлила свой стремительный бег. Такова Пиедруя, поселок на берегу Даугавы - центр волости, с которой начинается Латвия. В минувшие выходные Пиедруя отметила 400-летний юбилей.
С 17 века Пиедруя (Пиедруйск) представляла собой задвинскую часть, слободу Друи - частного города князей Масальских, а потом – литовских магнатов Сапегов. Это место было важной точкой на пересечении Западной Двины и большого тракта Петербург – Варшава – Вена. Для самих Сапегов, а также для всех окрестных жителей Пиедруя служила пунктом поддержки торговых связей. Здесь проходила узкоколейка, ведущая из Друи в Индру, где находился сборный пункт. Поляки доставляли сюда зерно, мясо и другую продукцию, которая затем отправлялась в рижский порт. В 1810 году в достаточно крупный населенный пункт – Пиедрую, прибыла комиссия во главе с Барклаем-де Толли, чтобы выбрать стратегически важное место - крепость для прикрытия Центральной России с запада. Долго выбирали между двумя городами - Друей и Двинском (Даугавпилсом), в итоге склонились к последнему. Если бы был выбран первый вариант, то возможно Пиедруя, а не Даугавпилс была бы сейчас вторым по величине городом Латвии.
Во времена СССР белорусская Друя и латышская Пиедруя жили дружно. На пароме, курсирующем между двумя пунктами, переправлялось много людей. Рассказывают, что даже некоторые пиедруйские ребятишки учились в Друйской средней школе. Бывало так, что на одной стороне - дом отца, на другой – сына. Поэтому к границе, разделившей родственников, долго не могли привыкнуть. В середине 90-ых на перебежки к родственникам за границу погранохрана смотрела сквозь пальцы. Теперь, по пришествию многих лет, жители учтиво относятся к работе пограничников и таких правонарушений себе не позволяют.
* * *
Узкие улочки и деревянная застройка поселка навевают трогательные чувства. Утопающие в цветах клумбы, скошенный газон, стилизованный забор из колючей проволоки, на солнышке сушатся намытые до блеска стеклянные банки, за резными окнами – горшки с традиционными мушкатами и современными орхидеями, из-за реки доносится звон колоколов белорусской церкви. Все говорит о том, что люди здесь живут в гармонии с прошлым и настоящим.
Словно доказательства вечных ценностей над поселком возвышаются два храма – католический костел св.Девы Марии и православная церковь св.Николая. Деревянный костел, построенный в 1632 году литовским канцлером Львом Сапегой, сгорел в середине 18 столетия. В 1759 году на его месте был заложен новый – каменный храм. Костел расположен не на самой высшей точки, как это бывало обычно, а на береговом склоне Даугавы, около находившейся когда-то поблизости рыночной площади и древней пристани судов.
Церковь св.Николая – памятник архитектуры, упоминаемый со второй половины 18 века. В 1885 году на месте древней постройки была возведена новая белокаменная церковь в русском стиле. Она является одной из красивейших русско-православных культовых построек в Латгалии. К церкви ведет дорога из брусчатки. Рассказывают, что в начале двадцатого столетия каждый крестьянин, идущий молиться, должен был нести с собой камень. Таким образом и была выстроена дорога к храму.
* * *
Самое ценное в Пиедруйской волости – месте, где начинается наша страна – это люди. Они сумели пережить немало перемен и не утратить веры. Они не имеют многого, но трудятся, рожают и умирают на своей земле. Они часть истории, которая пишется не в столичных кабинетах, а землей и людьми, которые на ней живут.
Эльвира Шкутане, фото автора