Фото Юриса Роги
Добавлен: 29.11.2018
Латвийский паралимпиец, медалист Дмитрий Силов вернулся в свою родную Краславу, сейчас он работает учителем спорта в средней школе «Варавиксне», где также руководит волейбольным кружком. Краслава для Дмитрия намного значимее, чем Рига, Лондон или другой город в какой-то точке мира. Краслава - это то место, где Дмитрий хотел жить с детства и целенаправленно шел к этой цели. Он окончил Краславскую государственную гимназию и уехал жить в Ригу, где учился в Латвийской академии спортивной педагогики и занимался профессиональным спортом. Начатую учебу по той же программе в настоящее время он продолжает заочно в Даугавпилсском университете по специальности учитель спорта и учитель социальных знаний.
- Можно ли сказать, что спортом вы решили заняться наперекор травме, которая была получена в детстве при падении с двухъярусной кровати?
- Легкой атлетикой я увлекся в 15 лет, когда меня, очень подвижного ребенка, который после травмы старался сделать что-то себе во благо, заметил один колясочник. Он занимался стрельбой и рассказал мне о паралимпийском спорте, а также предложил ходить на тренировки в Краславскую спортшколу. Тренироваться я начал у Инны Радевичи. В спортивной школе меня хорошо приняли и дети, и взрослые, и я сразу решил – останусь! Уже через год на чемпионате Европы среди юниоров в Финляндии я занял 3-е место по прыжкам в длину. Затем каждый год занимал призовые места на чемпионате Европы или на мировом первенстве.
- На последнем чемпионате Европы по легкой атлетике вы победили в соревнованиях по метанию копья. Когда вместо прыжков в длину вы начали заниматься метанием копья?
- В профессиональном спорте случаются большие неудачи. В 2012 году за день до старта, на разминке я травмировал колено. Прыгал через барьеры, немного неправильно поставил ногу, мениск не выдержал - надорвался. Сделали магнитный резонанс, доктор разрешил стартовать. Колено стянули с помощью специального держателя, и я вышел на старт. Готовился к месту в шестерке лучших, но не попал даже в финал! Десятое место для меня было большой неудачей. Целый год я не тренировался, лишь поддерживал себя в хорошей форме. В тот момент моим тренером был Улдис Курземниекс, которому я признался, что больше не буду стартовать в этой дисциплине, так как хочу что-то изменить и решил заняться метанием копья, потому что вспомнил, как в школьные годы хорошо метал гранату и мячик и регулярно участвовал в районных соревнованиях. Я попросил Улдиса найти мне тренера в этой новой дисциплине, что он пообещал сделать. Через полгода я получил неожиданный звонок – Улдис нашел мне тренера Инару Аперане, которая специализируется в метании копья. В настоящее время сотрудничество прервалось, потому что я начал жить в Краславе. Здесь мой тренер - Дмитрий Душкин, в основном - при посещении тренажерного зала.
- Какие страны, места вы посетили за свою спортивную карьеру?
- Их очень много: Новая Зеландия, Арабские Эмираты, Австралия, Бангкок, из Европейских стран легче назвать те, где я не был. Был и на Украине, но, например, во многих восточных странах побывать не довелось.
Самая чудесная страна - Новая Зеландия, которая, на мой взгляд, ничем не отличается от Латвии. Она находится очень, очень далеко (разница во времени - 13 часов), но климат похожий, и там тоже есть снег. Темная сторона Новой Зеландии - частые землетрясения – когда я там был, произошло пять землетрясений, одно из которых магнитудой 5,8 по шкале Рихтера. Я сидел в гостинице, хотел включить телевизор, и вдруг почувствовал толчок – телевизор «уехал» в сторону. Мне сказали: «Не волнуйся, у нас тут, по крайней мере, раз в неделю такое бывает. В пять утра я проснулся, стены трясутся, телевизор перемещается то в одну сторону, то в другую. Но самый эмоциональный момент я пережил уже дома. В Новой Зеландии мы жили в небольшом трехэтажном отеле. Рядом находилась большая девятиэтажная гостиница, по которой мы ориентировались, как прийти к своему месту жительства. После соревнований я вернулся домой, включил телевизор и услышал сообщение о том, что в Новой Зеландии большая катастрофа, в которой погибло около 200 человек – во время землетрясения рухнул 9-этажный отель. Свои ощущения в этот момент не могу даже описать.
Мне не нравится в Арабских Эмиратах, куда летаем уже пять лет подряд, в марте в Дубае проходят соревнования. Сумасшедшая жара – плюс 40 градусов по Цельсию и кругом песок. В ноябре в Катаре было 42 градуса. Выходишь на пять минут, и сразу же хочется назад в помещения, где работают кондиционеры. В Австралии я несколько дней был проездом, соревнований там не было, в Бангкоке - тоже проездом. Из Европейских стран мне понравилась Испания - страна моей мечты, где я с удовольствием хотел бы жить. Там живут колоссальные люди, даже в том случае, если не знакомы с человеком, они приходят в гости, здороваются, знакомятся, приглашают на мероприятия. И климат там хороший.
Украина запомнилась тем, что летом уже в 20.00 там темно - очень непривычно. Впервые на Украине я был с группой в лагере от Краславской спортшколы. Это был первый большой лагерь за рубежом. Второй раз я побывал там уже на соревнованиях, но подробностей не помню.
- Как переносите частые перелеты?
- Для меня это то же самое, что поездка на машине – никакого страха. Я летал уже так много, что ощущаю разницу в мастерстве пилотов. Один самолет приземляется плавно, не чувствуется никакой тряски, а у другого получается, как через пень колоду. Но и автоводители ездят по-разному, не так ли? Были сложные посадки, когда самолет в течение двух часов летал вокруг ОАЭ и приземлился боком из-за сильного ветра.
- Каковы ваши самые яркие спортивные достижения?
- Самое большое достижение – завоеванные золотая медаль по метанию копья в прошлом году на чемпионате мира по легкой атлетике в Лондоне. На трех чемпионатах мира подряд я был вторым, а на четвертом мне, наконец, удалось завоевать первое место. Я трехкратный чемпион Европы, но чемпионом мира до этого еще не был. Поэтому для меня это самый большой успех.
По прыжкам в длину самый большой успех - это 3-е место среди юниоров. После этого результат был лучше, но я выступал уже в группе взрослых. На чемпионате Европы четвертое место было самым высоким достижением в этой спортивной дисциплине. Если попадаешь в шестерку, то можно участвовать в соревнованиях более высокого ранга, а спортсменам из тройки, как правило, выделяется финансирование, но не всегда. Если спортсмен попал в сборную, Латвийский паралимпийский комитет выплачивает ему зарплату, если вышел в первую тройку в Европе и мире – обеспечивают тренировочные лагеря. Когда надо участвовать в крупных соревнованиях, комитет просит о помощи у самоуправления, где живет спортсмен, чтобы он смог поехать на чемпионат мира.
Реальность такова, что за 300 евро в месяц невозможно прожить и тренироваться. Если в конце года не выплачивается государственная премия за достижения, спортивная карьера заканчивается. Так и случилось со мной - на чемпионате мира я занял первое место и думал, что дальше все будет в порядке, что я смогу тренироваться и готовиться к олимпийским играм. В реальности вознаграждением был визит к президенту Раймонду Вейонису и совместное фото. Вследствие недостаточного финансирования спорт для меня стал хобби, сейчас мой приоритет – работа. Раньше я тренировался по семь раз в неделю, теперь - три раза. Результат «не уходит» так быстро, физическую форму я стараюсь поддерживать, но не знаю, как будет с технической стороной. Надо обеспечить правильную работу кисти руки, правильное движение ног и другие технические критерии. Если спортсмен каждый день не метает копье, техника пропадает. Хуже техника - хуже результат. Чтобы иметь хорошие достижения, все движения должны быть автоматическими, в спорте нельзя подумать и потом сделать.
- Почему вы выбрали работу именно учителем спорта?
- У меня не было такой цели, просто в Краславе предложили работу учителя спорта в средней школе «Варавиксне», и я решил попробовать. Горжусь своим городом и нигде не стесняюсь говорить, что я краславчанин. С юности я наметил для себя цель - окончить Латвийскую академию спортивной педагогики и работать в Краславской спортшколе, но на данный момент вакансий там нет. В связи с большим стрессом мне не нравится Рига и вообще большие города - вокруг люди, которые тебя не замечают. Например, мне надо было в аэропорт, с собой я взял огромную сумку, шел в Риге по пешеходному переходу, и люди смотрели на это совершенно равнодушно – никто не отошел в сторону даже на полшага, сумку пинали ногами. Так было уже несколько раз. Это негативно влияет на нервную систему, особенно перед ответственными стартами. Краслава - спокойный город, здесь в любое место я могу добраться в течение пяти минут. В Риге полдня надо провести в пути на тренировку, обратно, на учебу, обратно и т. д. Мне предлагали стать рижанином, говорили, что это выгодно с финансовой точки зрения - больше спонсорских денег. Но как я могу быть рижанином, если живу в Краславе? На мой взгляд, это нелогично.
- Как чувствуете себя на новом рабочем месте?
- Мое поколение было намного активнее, чем нынешнее. Я вижу, что детей ничего больше не интересует, и мне очень, очень трудно чего-то добиться в своей работе. Мне кажется, что раньше учителю спорта было легче в школе. Но спорт мне близок, и я могу научить. Мне предложили вести занятия по волейболу в факультативных группах в средней школе «Варавиксне» и в Краславской государственной гимназии. Детям нравится, они с удовольствием посещают тренировки. Но это другая тема, туда они приходят с конкретной целью, им это нужно. Этим детям на тренировке интересно, они слушают и выполняют упражнения.
На уроке спорта совсем другая картина. Восемь уроков я учил класс подавать (сервировать) мяч, но, когда пришел день зачета, ученик спросил: «А как это делать?» Он был на всех уроках, как будто слушал, но ничему не научился. Большинству нынешних школьников не интересно ничего. Стоят с мячом, смотрят, как показываю. Когда говорю: «Работаем!» - те, кому все равно, делают все по-своему.
- Как родители могут заинтересовать ребенка заниматься спортом?
- Отобрать мобильные телефоны и оставить их дома. Работая в школе, я очень хорошо вижу, что сегодня всех детей с 3-го по 7-й класс интересует только телефон. У ребенка есть спортивный костюм, но на урок он не переодевается, потому что знает - если не переоденется, заниматься спортом не будет. В руках – телефон, так и сидит без дела целый урок. Учебная программа меняется, планируется, что на уроках спорта результат уже не будет важен, школьник сможет получить десять баллов, не достигая высоких результатов. А сегодня оценка складывается из технического исполнения, результата, отношения к уроку и разминочных упражнений. Возможно, в будущем результат будет удален из этой системы, и учитель не сможет выставлять оценку в соответствии с результатом. Наверное, в министерстве считают, что спорт в школе – это не самый важный учебный предмет. Сегодня в школе еще есть дети, которых можно возить на соревнования легкоатлетов, они могут завоевывать призовые места. Меня волнует то, как будет в будущем?
- Каковы ваши планы на будущее, продолжите работать учителем спорта?
- Пока мне все нравится и все устраивает. Есть дети, которых можно тренировать, и они станут хорошими спортсменами, потому что у них есть природная склонность к движению. Научить можно любого ребенка, но в профессиональном спорте они не достигнут больших успехов, если не будут иметь этой врожденной склонности к движению. Если бы у меня была работа в спортшколе, то можно было бы выдвигать более высокие цели, но сейчас я использую те возможности, которые есть.
В нашем городе все командные виды спорта предусмотрены для мальчиков, а для девочек ничего нет. В Резекне, Дагде, даже в Эзерниеках есть, а у нас - ничего. В то же время мальчики и многие девочки хотят играть в волейбол, хотят тренироваться. Я был вынужден просить своего работодателя, чтобы мне дали дополнительный свободный день, потому что на тренировки приходят 60 человек, и я не знал, как управиться с ними. Тренировки провожу в средней школе «Варавиксне», в Краславской государственной гимназии работаю с волейболистами 7-9-х классов, в свою очередь, гимназистов из 10-12-х классов тренирует Дмитрий Душкин.
- Что лично вам дал спорт?
- О каком спорте идет речь? Если о профессиональном, то этот спорт травматичен. Если это занятия спортом на любительском уровне, то благодаря спорту я стал сильнее. Пришел к своим физиотерапевтам, которые со мной работали в детстве после травмы, и они спросили: «Как тебе удалось добиться таких успехов?» Они были в недоумении. У меня паралич правой руки, я не мог подтянуться на перекладине, но привязывал к себе что-то тяжелое, и, сколько мог, хотя бы по сто раз в день старался подтягиваться. Через какое-то время уже мог подтягиваться и без дополнительной тяжести. Эта самодеятельность вызвала деформацию позвоночника, тогда я начал подтягиваться, используя две руки. Начали болеть мышцы, болели целый год, но сейчас уже ничего не болит. Сам себя лечу - спортом.
- Какие хобби есть в вашей жизни?
- Легкая атлетика для меня – это работа, а хобби - волейбол, рыбалка. Волейбол мне очень нравится, пока будет возможность, буду играть. Рыбалка – мое самое большое хобби, в свободное время всегда отправляюсь порыбачить - один или с друзьями. Ловить рыбу меня в детстве научил отец, а сейчас я считаю себя профессиональным рыболовом. В Краславе у меня своя квартира, но я мечтаю о собственном участке земли с прудом в деревне. Реализацию этой идеи начал в позапрошлом году, когда приобрёл земельный участок с большим прудом, куда запущена рыба. Теперь надо построить баню, а в отдаленном будущем – новый дом.
- Что бы вы пожелали своим болельщикам?
- Никогда не надо останавливаться, надо бороться и двигаться вперед!
- Спасибо за ответы! Пусть вам и в дальнейшем сопутствует удача!
Юрис Рога
Фото из архива Дмитрия Силова