Фото Анатола Каушкалиса
Добавлен: 10.02.2023
Согласно данным о переписи населения 1897 года в Краславе проживало 7 825 человек. В то время Тукумс, Вентспилс, Цесис, Бауска, Валмиера и т.д. были меньше Краславы по численности населения.1
10 апреля 1923 года Сейм рассмотрел законопроект о предоставлении Краславе прав города. С сообщением о законопроекте выступил депутат Езупс Рубулс: «Высокое собрание! Краслава - большой и густонаселенный населённый пункт, что в полной мере характерно для города. На площади около 4 квадратных километров расположено 730 застроенных участков земли с 1 000 домов. В свое время этот вопрос был вынесен на рассмотрение Народного совета, где его обсудили и в итоге решили, что местечко Краслава должно получить права города. Поскольку местечко находится в границах уезда, решение не могло быть принято в то время, и с тех пор всё оставалось по-прежнему. Хозяйственные и культурные условия требуют создания здесь отдельного самоуправления. [...] Чтобы способствовать улучшению благоустройства, жители Краславы обратились в Учредительное собрание и правительство. Кабинет министров в свое время в соответствии с законом от 16 июля издал правила о предоставлении местечку Краслава прав города, на основании которых был избран городской совет, состоящий из 20 человек, который в настоящее время функционирует. В ходе обсуждения этого вопроса в комиссии не было никаких разногласий, и поэтому от имени комиссии я прошу принять этот законопроект в срочном порядке».2
В Сейме дебатов о данном постановлении было, и закон был принят единогласно. 16 апреля 1923 года президент Латвийской Республики Янис Чаксте обнародовал закон о предоставлении Краславе прав города.
Деревянная архитектура. Деревянные здания здесь были первыми, это было обусловлено наличием лесов и навыками людей.
Такие здания были широко распространены как в деревнях, так и позднее в городах. Каменные здания были более редкими, богатыми и долговечными.
В нашем климате деревянные здания служат до двух столетий, иногда три или даже четыре. Физический срок службы этих зданий мог быть и более долгим, но люди, желая получить что-то более просторное и современное, перестраивают деревянные здания и строят новые, но из других материалов. Существуют и другие риски. Сильные пожары бушевали в Краславе в 1826 и 1893 годах, последний крупный пожар произошел в 1938 году, когда в центре города сгорело 32 дома.
Если когда-то архитекторы и искусствоведы смотрели на деревянные здания свысока и не придавали им большого значения, то в 1920-х годах произошел переломный момент и начался бум деревянной архитектуры.
Этнографы, историки строительства и архитектуры стали проявлять повышенный интерес к таким зданиям. Ксаверий Андерманис (1897-1974), посетивший Латгалию с экспедициями по поручению Музея под открытым небом и Управления памятников, высоко оценил латгальскую деревянную архитектуру и мастерство народного строительства.
В Краславе много старинных, этнографически аутентичных и художественно высококачественных деревянных зданий. Местные строительные традиции здесь узнаваемы и имеют свою специфику.
Подобно тому, как одежда имеет отделку на рукавах и воротниках, дома имеют украшения на окнах. Можно долго ходить по Краславе, рассматривать кружевные оконные наличники, находить общие черты и выбирать те, которые соответствуют вашему вкусу и настроению.
Первая больница в Латгалии. В 2021 году в Краславе отмечали 150-летие больницы, взяв за точку отсчета 1871 год, когда в Краславе была открыта сельская больница на 10 мест.
Жители Краслава скромны. Есть историки медицины, которые считают, что больница в Краславе существовала гораздо раньше, и что она была первой в Латгалии.
«Первая больница в Латгалии была построена в Краславе в 1789 году на сто тысяч злотых, предоставленных графиней Августой Огинской-Платер. Больница находилась под опекой общины сестер милосердия, а с 1793 по 1843 год в ней действовала школа сестер милосердия, в которой работали врачи Франк и Эйхлер. Больница была закрыта в 1864 году, поскольку сестры поддерживали польских повстанцев. Эпитафия, посвященная ей, сохранилась в Краславском католическом костёле возле первого правого пилона».3
Знаменитые огурцы. «Краслава с ее замком расположена в удивительно красивом месте, так сказать, под самым солнцем, потому что город защищен от суровых северных ветров довольно высокой грядой холмов, исчерченных живописными оврагами и струящимися вниз ручьями, которые впадают в Даугаву»4, - писал исследователь Краславы Антонс Аустриньш в своём очерке «Замковый садовник».
Климат в Краславском крае самый континентальный в Латвии. Лето жарче, зима холоднее, воздух менее влажный, чем на побережье. Стремительные воды реки Даугавы вентилируют окружающую местность, а поймы реки особенно плодородны.
Жители местечка Краслава начали выращивать огурцы в 19-м веке - слава о краславских огурцах восходит к тому времени.
В 1925 году газета «Daugavas Vēstnesis» в своих новостях о Краславе писала, что жители города активно выращивают огурцы, и очень жаль, что поздние заморозки в тот год нанесли им большой ущерб.5
Во времена Ульманиса рижане жаловались, что огурцы из Краславы часто оказываются подделкой. Это не те огурцы, которые фигурируют в каталогах семян под названием «Краславский урожайный».6 И всем желающим их не хватает!
Такой успех был уже в те времена, когда огурцы выращивали в открытом грунте, потому как теплиц у всех тогда еще не было!
Наш первый. В свое время его называли Леонардо да Винчи из Инфлянтии (так раньше называлась Латгалия).
Адам Платер (1790-1862) интересовался мифологией, сказаниями и легендами, изучал живые организмы, хорошо рисовал и сочинял стихи, изучал ландшафт и горные породы, писал на многие темы для различных альманахов, интересовался древностью и организовывал археологические раскопки.
Историк Болеслав Брежго писал: «Платер первым начал собирать сведения о курганах и древних могильниках Латгалии, а также о найденных там предметах, после того как получил замечания от литовского археолога графа Евстахия Тишкевича. Его усилия привели к тому, что была собрана информация о находках с 1800 по 1842 год. Эти сведения также включают сообщения о раскопках, которыми он лично руководил в 1851 году».7 Первыми местными археологами можно считать графа Михаила Борха из Прейлей и графа Адама Платера из Краславы.
Адам Платер получил особое признание в академических кругах за свои исследования в области зоологии. Он опубликовал множество статей и несколько книг на эту тему.8
У Адама Платера была богатая коллекция ихтиологии, которую он передал в дар высшему учебному заведению в Варшаве.
Национальный герой Польши. Брат Адама Платера Юзеф (1796-1852) родился в Краславе, а затем жил и занимался сельским хозяйством в Комбулях. Жена Юзефа Антонина (1800-1871) происходила из знатного рода Солтанов. В семье было много детей, Леон был самым младшим.9
В 1863 году началось польское восстание, целью которого было восстановление Речи Посполитой. В Латгалии повстанцы были наиболее активны в окрестностях Краславы, и одним из их лидеров был Леон Платер.
Повстанцы были быстро подавлены, а Леон Платер и другие взяты в плен. Граф был приговорен к смерти и казнен в Даугавпилсской крепости. Ему было 27 лет.
Сохранился портрет сидящего Леона Платера, одетого в патриотический костюм. В левой руке он держит пистолет-кинжал, а на талии у него пояс с двумя гербами Великого княжества Литовского (всадник) и Королевства Польского (орел).
Этот же символ изображен на памятном камне Леону Платеру и его соратникам, который находится возле дома культуры в Краславе.
Там, где сейчас расположены стадион и дом культуры, раньше был замковый парк. Конечно, Леон гостил у своих родственников и часто гулял в этом месте парка.
Художники. Краслава - настоящий город художников. Здесь работали итальянские и польские мастера. В Краславе родился известный скульптор Наум Аронсон (1872-1943). Здесь жил и работал художник Валентин Злиднис. Освальдс Звейсалниекс любил Краславу как место для пленэрной живописи. В 1930-е годы в Краславу приезжали рисовать Сергей Виноградов, Сергей Иванов.
В 1883 году в Краславе, в семье местного раввина родился Аба Федерман, более известный мировым искусствоведам как Абель Пан.
Маленький Аба окончил религиозную школу в Краславе.
Детские впечатления очень сильны, они не исчезают на протяжении всей жизни, поэтому не лишено оснований предположение, что самые глубокие (на уровне подсознания) цветовые, фигурные и композиционные решения в творчестве Абеля Пана берут свое начало в Краславе.
Позднее Аба учился в Витебске, где его учителем живописи был Иегуда Пэн. Затем он жил в Одессе, Кишиневе и других местах, много путешествовал, изучал жизнь людей и зарабатывал на хлеб случайными работами.
В 1903 году Абель Пан переехал в Париж. Картины двадцатипятилетнего краславчанина были выставлены вместе с работами Огюста Ренуара и Анри Матисса.
В это время Абель Пан много экспериментировал. Особенно интересны его гравюры, в которых сочетаются классические европейские и японские традиции рисования.
Во время Первой мировой войны Абель Пан написал серию картин, изображающих насилие русских казаков над евреями. Он также много писал о жизни евреев. Именно в это время Абель Пан стал известен как самый еврейский из всех художников.
В 1920 году Абель Пан переехал в Палестину. Здесь он много рисовал и писал, работал иллюстратором и преподавателем. Он умер в 1963 году в Иерусалиме. В этом городе есть улица, названная в его честь.
Искусство Абеля Пана высоко ценится искусствоведами и высоко котируется в кругах коллекционеров.
Центр образования. Историки до сих пор спорят о том, где на территории Латвии находилось первое высшее учебное заведение – это «Academia Petrina» в Елгаве или католическая духовная семинария в Краславе. Если по поводу всей Латвии еще можно дискутировать, то с Латгалией все понятно.
Профессор Петерис Зейле в своем фундаментальном исследовании «История культуры Латгалии» пишет: «Вершиной образования в Краславе было первое высшее учебное заведение в Латгалии - Духовная семинария. За 86 лет ее существования (1757-1844) его окончили 252 священника и будущих деятеля культуры».10
Выпускники Краславской духовной семинарии писали и издавали книги на латгальском языке, были авторами латгальских грамматик и словарей. Интересен тот факт, что улица Студенту в Латгалии есть только в Краславе.
Замок. Когда вы въезжаете в Краславу со стороны Даугавпилса, на обочине дороги есть большой камень, осевший глубоко в землю. На нем можно увидеть цифры – 1729, это знак того, что Краслава была приобретена семьей Платеров именно в этом году. Началась новая эра в истории этого поселения.
Платеры были амбициозны, имели деньги и связи для реализации своей цели - сделать Краславу административным, духовным, экономическим и культурным центром Инфлянтии.
Были построены гавань, храмы, дороги и, конечно же, замок Платеров. На высоком холме с крутым склоном к Даугаве, оврагами по обе стороны и плоским продолжением холма на северной стороне. Семья Платеров и строители, вероятно, долго размышляли о том, какое из нескольких возможных мест лучше всего подойдет для замка.
Были приглашены мастера-строители, и под их руководством был построен целый комплекс зданий - конюшни, дома управляющего, садовника и т.д. Жилой господский дом – замок - был завершен в 1791 году.
Внутренние стены были украшены фресками, а вокруг замка был разбит большой разнообразный парк.
В начале 20-го века Краславский замок считался самым роскошным замком во всей Латгалии, потому что по сравнению с поместьями в Вараклянах, Прейлях, Риебинях, Виляке, Крустпилсе и других местах, нигде не было такого рельефа, такого пейзажа и такого живописного вида, как здесь.
Валентин Лукашевич, историк культуры
Фото из личного архива автора
[1] Города Латвии // «Liepājas Atbalss», 10.07.1912.
[2] Стенограммы Сейма Латвийской Республики. 2-я сессия - Рига: Сейм ЛР, [B.g.], стр. 30-31.
[3] Виксна А. Зарождение медицины в Латвии. Краславский район // «Veselība», 1988, № 1.
[4] Краслава // «Daugavas Vēstnesis», 19.06.1925.
[5] Краслава // «Daugavas Vēstnesis», 19.06.1925.
[6] Краславский урожайный // «Daugavas Vēstnesis», 07.08.1939.
[7] Брежго Б. Охрана памятников древности в Латгалии в период с XVIII по XX вв. // «Izglītības Ministrijas Mēnešraksts», 1931., № 5/6.
[8] Plater A. Opisanie hydrograficzno-statystyczne Dzwiny Zachodniej oraz ryb w niej zyjacych – Wilno, 1861.
[9] Старший брат Михал, родившийся в 1834 году, прожил долгую жизнь и умер в Краславе в 1924 году. У Михала и его жены Габриэлы было много детей, одного из которых они назвали Леоном. (1897–1980).
[10] Зейле П. История культуры Латгалии – Резекне: издательство ЛЦК, 2006, стр. 230.