Tuesday, 7. January, 2025День имени: Digmārs, Juliāns, Rota, Zigmārs
crest1 crest2

В Краславском краевом музее открылась выставка памяти Евгения Ильинца

Добавлен: 20.03.2024

13 марта в выставочном зале Краславского краевого музея собрались современники, друзья, товарищи и многие заинтересованные лица, чтобы почтить память художника, резчика по дереву и музыканта Евгения Ильинца, поделиться воспоминаниями, узнать еще больше о нем как о многогранной личности и просто замечательном человеке, который жил и творил на благо своих ближних.

Жизнь Евгения Ильинца была полна необыкновенных событий. В своей исследовательской работе «Корона царя Берендея» Жанна Дроздовская рассказала о самых важных этапах жизни художника. Алла Ломановская, главный хранитель собрания музея, представила наиболее яркие фрагменты этого исследования.

Евгений Ильинец родился 12 февраля 1939 года в Белоруссии, в Сиротинском районе (13 ноября 1961 года переименован в Шумилинский район) Витебской губернии. В 1945 году семья Е. Ильинца переехала в Латвию. Местом жительства родители выбрали село Стольники в Скайстской волости. Именно это место стало волшебной страной, где озеро Индр в воображении маленького Жени представлялось морем. Женя называл его Индийским океаном. Возможно, именно здесь, слушая шум волн, родилась его мечта стать моряком, ощутить на губах соленое прикосновение морского ветра, исследовать неизвестные страны.

Шло время, и жизнь Жени менялась. Послевоенное время заставило и взрослых, и детей много работать. Уже тогда шестилетний Женя умел работать с топором и лопатой, и его руки были покрыты мозолями. Суровые послевоенные будни меняли мировоззрение мальчика. От зачастую ужасающей реальности он уходил в мир своих фантазий. Лес, поле, озеро - всё становилось волшебной страной, населенной сказочными существами. Он представлял себе лесовиков среди ветвей деревьев, леших в зарослях и прекрасных русалок, прячущихся в водах озера. Сказки стали не только средством ухода от реальности, это были воспитатели духовного мира мальчика.

Евгений пошел в первый класс в Валтерской семилетней школе. Детство есть детство — это время беззаботной радости, беспричинного веселья и шалостей. И вот, в один прекрасный день ученик Ильинец, нарисовавший мелом на доске портрет своей учительницы, превратился в Женю-художника. Никто и предположить не мог, что именно так сложится его будущее. Окончив школу, Евгений учился в Друйском техникуме, где получил профессию машиниста дизельного экскаватора. После окончания техникума он начал самостоятельную жизнь.

В том же году Евгений пошел служить в армию. Служба ему нравилась, но однажды произошёл несчастный случай, он получил тяжелое ранение и был уволен с действительной военной службы по состоянию здоровья. Евгений Ильинец вернулся в Краславу и стал полноправным Женей-художником. 

Ему было присуще умение реализовывать задуманное, доводить дело до конца. Кстати, выступающий подбородок Евгения делал его похожим на Спартака. Причем спартаковской была не только внешность, но и характер. «Если я сказал, что так будет, значит, я это сделаю». О себе он говорил как о человеке земли - начал купаться круглый год, ходить босиком по снегу и делать упражнения на растяжку. Он выбросил из дома всю мебель, превратив ее сжигание в своеобразный ритуал. Он распиливал пни, делал скамейки, и с тех пор в его доме «была только природа». Он построил себе печь и стал готовить хлеб на кленовых листьях, потом построил баню...

Его новое мировосприятие выражалось в желании ощущать, познавать мир через цвет и звук. До конца жизни Евгений не переставал учиться: посещал частные уроки музыки и художественную мастерскую Андрея Горгоца. Картины Евгения Ильинца уникальны, как и сам художник.

Евгений любил встречаться с людьми. В своем доме он часто угощал гостей травяным чаем с медом или желудевым кофе. И всегда на его столе был хлеб.

Судя по ставшим легендарными рассказам, Евгений впервые взял в руки инструменты для резьбы по дереву, когда озеро Индр было для него еще Индийским океаном. Из всех инструментов он предпочитал топор и нож, тем самым подражая своим далеким предкам. У Евгения всегда был под рукой материал. Где бы он ни жил, рядом всегда были ольха, липа и осина. Но к каждому дереву мастер относился с особенным трепетом. Для резьбы по дереву Евгений использовал только пни, спиленные городскими службами деревья и ветки. Чаще всего он не делал предварительных эскизов, а просто размечал фигуру топором и оставлял зарубки. А потом рука обычно «извлекала» из деревянной заготовки то, что глаза замечали в бесформенной на первый взгляд колоде. И сказка из мира детства вновь оживала.

Постепенно у Евгения возникла идея о создании собственного царства, в названии которого живёт легенда, природа и искра человечности. И он стал жить и дышать в царстве Берендея. В 1984 году под руководством Евгения жители улиц Скайста и Страуту привели в порядок лес и начали оборудовать в нём детский парк. Чего там только не было: лось, динозавр и ящерица, качели, домики и разные волшебные лесные обитатели. И все это было сделано из дерева. 28 июля 1984 года состоялось торжественное открытие Берендеева царства, позже переименованного в Берендеевку. И настоящий царь Берендей приглашал всех в это царство.

К сожалению, щедрый дар для всего общества не всегда по достоинству оценивается согражданами. Со временем царство Берендея постигла мрачная участь. Ещё долго душа Жени-художника болела о том чуде, которое он сотворил для окружающих людей, пока мастер не стал еще сильнее духом. Он стал усерднее посещать церковь, постился и читал молитвы, совершал паломничество до 20 километров в день и решил построить храм на своей родине в Беларуси.

Евгений Ильинец все чаще стал заниматься музыкой - играл на баяне. В это время у него появилось и другое увлечение - белорусский фольклорный ансамбль «Куток». И хотя Евгений не был профессиональным музыкантом, почти каждый вечер он брал в руки старенькую гармошку и начинал репетировать – напевал темпераментно, закрыв глаза и отстукивая ритм ногой. ...И вырезал импровизированную 17-метровую лодку, создав постоянную экспозицию «Пять весел» в Краславском историческом и художественном музее.

Евгений не мог вернуться в Беларусь насовсем, потому что в Краславе находятся могилы его родителей. Но все чаще он вспоминал место, где во время войны были расстреляны его родственники.

Вся жизнь Евгения Ильинца была постоянной борьбой. Он до последнего вздоха боролся с тяжелой болезнью и ушел из жизни, не изменив своей вере.

Работники музея благодарны всем участникам мероприятия, которые в нашей наполненной повседневной суетой жизни нашли время, чтобы побыть вместе и выразили желание рассказать свою историю об этом особенном человеке. Мы благодарим Анеле Макарскую, Ларису Бартуле, Светлану Стельмачёнок, Нину Катаргину, Галину Петунову, Дмитрия Кабанова, Елену Климову, Вальдемара Гекиша, Павла Гончарова, Марину Беляеву и Бориса Тарлецкого за то, что они поделились своими вдохновляющими воспоминаниями.

Спасибо Феликсу Лукашевичу за музыкальное сопровождение.

В зале, наполненном теплыми и трогательными воспоминаниями, памятное мероприятие было особенно теплым и эмоциональным.

Спасибо всем за приятную атмосферу, отзывчивость и поддержку!

Выставка памяти Евгения Ильинца будет открыта в Краславском краевом музее, на ул. Пилс, 8, до 1 апреля.

Мария Гулбе,
хранитель собрания
Краславского краевого музея

В статье использованы материалы из исследовательской работы Жанны Дроздовской «Корона царя Берендея» (2017) и воспоминания участников мероприятия.



Новый опрос

July - 2025
M T W T F S S
  01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31  

Фото дня

  • Фото Анатола Каушкалиса

2015. Copyright © Krāslavas vēstis. All rights reserved.
webbuilding.lv mājas lapu izstrāde